В меню сайта добавлен новый раздел «Мастер-классы»
Этномозаика
народов Дона
межнациональный
образовательный и
культурно-просветительский
проект


Реализован при
поддержке Правительства
Ростовской области
Экскурсия «Нахичевань – армянская история Ростова»

У нашего города есть особенность – он объединяет два ранее самостоятельных города: Ростов-на-Дону, основанный в 1749 году, и Нахичевань-на-Дону, строительство которого крымские армяне начали в 1779 году. На гостеприимной донской земле русские и армяне вот уже более двух с половиной веков живут не просто рядом, а вместе.

Переселение армян из Крыма на Дон и появление Нахичевани-на-Дону стало выдающимся явлением в истории России в целом и Донского края в частности. Первые армянские переселенцы приехали на Дон по Указу Екатерины II. В документе, предназначенном для войскового командования, она отдает распоряжение оказывать помощь всем христианам, желающим переселиться, а в документе, адресованном Григорию Потемкину, императрица предписывает достойно встретить переселенцев и гарантирует им разные привилегии.

Свой город армяне назвали Новый Нахичеван (Нор Нахичеван) в память отнятого у них священного города в Великой Армении. Позднее Новый Нахичеван переименовали в Нахичевань-на-Дону чтобы отличать от Нахичевани в Эриванской губернии.

Несмотря на то, что Нахичевань-на-Дону была основана армянами, начиная с 60-х годов XIX века здесь с удовольствием селились русские, донские казаки, евреи, немцы, поляки и представители других народов Российской империи.

В конце XIX и начале ХХ века Ростов-на-Дону и Нахичевань-на-Дону развивались по отдельности, хотя были тесно связаны экономически. Историческое слияние городов произошло в 1928 году, когда Ростов официально объединился с Нахичеванью.

Нахичевань всегда производила неизгладимое впечатление на путешественников, отмечавших правильность ее улиц-линий, аккуратность строений, богатство рынка, многообразие ремесел, красоту храмов. Вот что написали о Нахичевани в 1840 году французский ученый Ксавье Омер де Гелль и его жена Адель: «Этот армянский город на берегах Дона, в краю, населенном казаками, единственное в своем роде явление, подобного которому не встретится нигде в России».
1. Дом Марка Искидарова
пл. Свободы, д. 4

В 1880 году в самом центре Нахичевани-на-Дону на Бульварной площади появился двухэтажный кирпичный особняк, который был построен на средства наследников купца Карпа Гайрабетова.

В начале XX века дом был куплен фабрикантом, директором Нахичеванского городского общественного банка Марком Искидаровым. Новый владелец перестроил особняк, добавив элементы модерна. Особенностью фасада здания являлся вынесенный на всю ширину тротуара балкон на двух колоннах, а на закругленным углу здания возвышался купол. С балкона открывался великолепный вид на Бульварную площадь. Утраченный после революций и гражданской войны, он был восстановлен в начале нового века и снова стал подлинным украшением дома.

До революции в здании располагалась картонажная фабрика и жилые помещения семьи Искидаровых. В 1920 году здание было национализировано, а в 1921 году в нем открылась художественная школа имени Михаила Врубеля, основанная сестрами Мариэттой и Магдалиной Шагинян. Здесь работали известные художники Мартирос Сарьян, Николай Лансере. В конце 1920-х годов на первом этаже здания разместилась городская библиотека имени А.С. Пушкина, второй этаж отдали под пионерский клуб. В 1947 году здание было полностью отдано библиотеке.

В 1996 году ввиду аварийного состояния здания библиотека была переведена в другое помещение. После окончания капитального ремонта администрацией Ростовской области было решено разместить в нем Музей русско-армянской дружбы, отдел Ростовского областного музея краеведения.
2. Екатерининская гимназия
ныне Лицей №13 на пл. Свободы, д. 1/1

К концу XIX столетия Нахичевань-на-Дону представляла собой довольно крупный культурный центр: в нем, в отличие от соседнего Ростова, предпочитали строить культурные и образовательные учреждения, а не фабрики и заводы. В рамках этой тенденции нахичеванская Дума решила обзавестись собственной женской гимназией. Для нее было решено построить специальное здание – большое и нарядное.

Годом рождения гимназии принято считать 1892, названа же она была в честь императрицы Екатерины II – основательницы города. Двухэтажное кирпичное здание – жемчужина городского строительства – было построено по проекту Николая Дурбаха в западном углу Бульварной площади. Фасады были богато декорированы пилястрами, лепниной, геральдическими вставками, венками, картушами и медальонами. Внутри конфигурация помещения не менее затейлива: в центральной его части проходит парадная лестница. По обеим сторонам от центрального продольного коридора располагаются классы и вспомогательные помещения. Актовый зал находится на втором этаже.

Екатерининская женская гимназия была привилегированным учебным заведением, славящимся на весь город, в свое время в ней учились известная писательница, поэтесса, историограф и журналист Мариэтта Шагинян, писательница Вера Панова, великая актриса Фаина Раневская, а также знаменитая ученица Зигмунда Фрейда, психиатр Сабина Шпильрейн. Выпускником школы был и Лазарь Сергеевич Чапчахов (1911-1942) – военный летчик, Герой Советского Союза, совершивший 268 боевых вылетов.

Здание гимназии всегда использовалось как учебное. Менялись лишь названия: в 1921 году гимназия была переименована в Первую советскую школу имени С.Д. Маркова, в 1930-е годы школа носила имя Карла Маркса. Лишь в годы Гражданской войны и Великой Отечественной здание не использовалось как школа. С 1943 по 1944 годы здесь размещался госпиталь, а затем до 1947 года различные советские военные учреждения. В 1952 году после ремонта бывшая Екатерининская гимназия стала школой №13, ныне это лицей №13.
3. Нахичеванский театр
ныне Ростовский-на-Дону Академический молодёжный театр на пл. Свободы, д. 3

Гордостью Нахичевани и ее настоящим архитектурным украшением является нахичеванский городской драматический театр – удивительное творение городского архитектора Николая Дурбаха. Как и другие нахичеванцы, Николай Дурбах очень любил театр, поэтому он с радостью принялся за работу, и через три месяца у него уже был готов эскизный вариант проекта. Строительство здания началось в 1879 году по инициативе «Общества любителей драматического искусства». В оформлении интерьеров принимали участие известные художники Амаяк Арцатбанян (друг и первый учитель Мартироса Сарьяна) и Иван Крылов, который написал на стенах фойе портреты В. Шекспира, Н. Гоголя, А. Островского, Дж. Верди, М. Глинки, П. Чайковского. Он являлся также автором декораций к спектаклям, которые шли в театре.

Открыл свои двери театр 16 декабря 1899 года постановкой комедии Льва Толстого «Плоды просвещения» в исполнении труппы знаменитого театрального деятеля Николая Синельникова.

За Николаем Дурбахом было закреплено право бесплатного пользования местом в партере. И это право сохранялось за ним и его семьей еще и в 1920-е годы.

Здание театра уникально и похоже на небольшой дворец, оно является памятником архитектуры федерального значения. Здесь две основные сцены – Большая и Малая. Большая рассчитана на 323 места, малая – на 100. Прекрасная акустика, которую отмечают все зрители, была заложена еще при строительстве здания. Центральная часть холла, так называемое Золотое фойе, – большой, красивый и просторный зал. Здесь проходят выставки, торжества, бенефисы и даже показы спектаклей.

Театр не раз успел поменять название. В 1929 году здесь ставил спектакли Театр рабочей молодежи, после войны – Ростовский театр комедии, преобразованный в 1957 году в Молодежный театр драмы им. Ленинского комсомола. А с 23 февраля 1964 года здесь начал свою историю Театр юного зрителя.

В 1997 году театр получил звание академического, а в 2001 году руководство решило перейти на новый уровень и расширить театральный репертуар, чтобы он был интересен не только детской, но и взрослой аудитории. В связи с этим было принято решение переименовать учреждение в Ростовский областной академический молодежный театр.

4. Церковь Сурб Арутюн
пл. Толстого, д. 2В

До середины прошлого века на месте Областного дома народного творчества возвышался величественный кафедральный Собор Григория Просветителя – крупнейший армянский храм города Нахичевани-на-Дону, построенный по проекту архитектора Ивана Старова. Вокруг Собора была благоустроена парковая территория: сад летнего коммерческого клуба, торговые ряды.

В начале 2000-х годов был поставлен вопрос о восстановлении прихода Армянской Апостольской Церкви и строительстве новой церкви на месте разрушенного в 60-е годы ХХ века храма Сурб Григор Лусаворич (Григория Просветителя). В 2005 году было получено разрешение на строительство новой церкви Сурб Арутюн (Святого Воскресения). 29 мая 2011 года церковь освятил Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Гарегин II. Его сопровождали высшие иерархи Армянской Апостольской Церкви – главы епархий и священники-настоятели армянских церквей Ростовской области.

Храм построен в каноническом стиле. Высота сооружения – 40 метров вместе с куполом. Легкое, как бы летящее здание снаружи и внутри отделано розовым туфом, который специально везли из Армении. Алтарь и купель изготовлены армянскими мастерами (отличающимися высочайшим мастерством работы с камнем) из белого мрамора и украшены резьбой.

Церковь построена на личные средства благотворителей. По легенде в церкви находится икона из собора Святого Григория Просветителя.

Перед зданием церкви по обе стороны от входной двери установлены два хачкара (каменные плиты с вырезанным посередине крестом – традиционный символ армянского христианства) в честь дружбы русского и армянского народов.

Перед храмом обустроена аллея с вечнозелеными деревьями и скамейками. Территория храма с трех сторон огорожена ажурной металлической решеткой.
5. Вечный огонь
пл. Карла Маркса, 5А

В сквере им. Фрунзе на площади Карла Маркса расположен мемориальный комплекс «Павшим воинам» – скорбящая Родина-мать и разорванное кольцо, как символ прерванной жизни, посвященный воинам и мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Авторы памятника скульпторы Эдуард Мирзоев и Санхариб Васильев; архитектор Александр Семененко. На этом месте в 1943 году располагалась братская могила, здесь захоронено более двух тысяч человек.

9 мая 1959 года у памятника был разбит цветник и зажжен первый в Ростове «Вечный огонь» в обрамлении пятиконечной звезды, покоящейся на 45 сомкнутых штыках. Почетное право зажечь огонь было предоставлено Героям Советского Союза П.А. Самохину и Н.Н. Павленко.

С 9 мая 1975 года (30-летия Великой Победы) у вечного огня действует Почетный пост №1: ростовские школьники старших классов в течение всего учебного года в любую погоду несут караул у мемориала. В 1995 году мемориал был дополнен пилонами из черного мрамора с именами почти семи тысяч воинов, павших в боях за освобождение Ростова.

Мемориальный комплекс «Павшим воинам» является объектом культурного наследия.
6. Особняк Лусегена Попова
пл. Карла Маркса, д. 6

Еще один объект, построенный по проекту талантливого архитектора Николая Дурбаха (Никогоса Дурбахяна), преобразившего своими творениями улицы Ростова и Нахичевани-на-Дону, – дом землевладельца и скотопромышленника Лусегена Попова (пл. Карла Маркса, 6).

Удивительной красоты особняк был построен в 1890–1891 годах. Первый этаж арендовали различные конторы и торговые лавки. Апартаменты владельца располагались на втором этаже. Находящаяся в правой части дома двухмаршевая парадная лестница была украшена мраморными статуями, а трехмаршевая в левой части имела лифт, один из первых в практике строительства Нахичевани. Центр второго этажа занимал обращенный на площадь большой зал, отделанный пышной лепниной и расписанными пилястрами. Лепные рельефы украшали также гостиную, столовую, кабинет и другие приемные помещения.

По желанию и запросам заказчика, Дурбах оформил фасад в изящном стиле, применяя все богатство и разнообразие классических форм и барочных декоративных мотивов.

Дом занимает всю ширину уличной стороны участка, поэтому въезд во двор находится в центре первого этажа. В 1920 году в особняке разместился военно-революционный комитет, а позже здесь открылся родильный дом, не прекращавший свою работу даже в годы оккупации города во время войны, когда в нем остались работать лишь три врача.
Проект реализован при поддержке Правительства Ростовской области
© 2022. Этномозаика народов Дона. Межнациональный образовательный и культурно-просветительский проект Ростовской общественной организации Местной национально-культурной греческой автономии.
Made on
Tilda